Первая серия "Араканы-2" навела меня на ряд размышлений, которые, я надеюсь, пригодятся и мастерам и игрокам. Те, кто был на этой Игре, думаю, помнят, как Слава Хабаров профессионально захватил власть, хотя мастера и поставили его в ситуацию, когда сделать это, не ломая Игру, было почти невозможно. Положа руку на сердце, признаюсь: если Слава что-то и поломал, то мне не слишком жалко. Те, кто этого не хотел - сами себе злобные идиоты, остается только надеяться, что эта Игра их чему-то научила.
Итак, Слава умеет брать власть там, где она плохо лежит, а если она лежит хорошо, то перекладывает ее похуже и берет оттуда. Это личное славино искусство. Возникает вопрос: неужели кроме искусства Хабарова нет механизмов обеспечения власти на Игре? Ответ на этот вопрос длинный и сложный, если для начала сказать "есть". Я не берусь обсуждать его целиком, в данный момент меня интересует маленький кусочек этой проблемы. Фактически, это тоже не более, чем мой опыт, и на теоретические изыски я пока не претендую.
Hа "Аракане" я заметила, что в данной Игре начисто отсутствует театрально-антуражный момент. Это довольно прискорбно, хотя бы потому, что раньше этому уделяли больше внимания , и может быть поэтому люди быстрее и проще входили в Игру, а сама Игра получалась несколько богаче, чем сейчас. Я попробую обрисовать ряд антуражных деталей, касающихся именно отыгрывания власти, раз уж безобразие в данной области так сильно бросается в глаза. Сразу хочу заметить, что я привожу свою личную точку зрения, прекрасно понимая, что многие люди пользуются совсем другими методами, но с не меньшей эффективностью.
1 Костюм
Понятно, что на РИ он имеет огромное значение (по одежке встречают и т.д.). Я знаю немало игроков, которые не придают игровушке никакого значения, и от этого не перестают быть хорошими игроками, но все же... В конце концов, азам умения одеваться способен научиться каждый.
Человек, облеченный властью, вынужден быть почти все время на виду. Для вождя часто бывает очень важно, чтобы на него обращали внимание, даже если он просто вошел в зал. Тот же Хабаров это прекрасно понимает, и одежду обычно выбирает красного цвета. Вспомним историю: красные рубахи особо крутых викингов, пурпурные королевские мантии и кардинальские сутаны. Красный - цвет лидера, предводителя.
Еще один беспроигрышный вариант - черный с белым. Чаще всего его на Играх используют церковники, но он годится и для любого другого персонажа, желающего бросаться в глаза.
Если игровушка яркого и светлого оттенка (золотистого. травяного. голубого и т.д.), то носитель ее обычно воспринимается либо как положительный персонаж, либо как несколько наивный, поэтому для сурового правителя это не годится, а для рыцаря или принца - вполне.
Яркие, но темные цвета (особенно фиолетовый, темно-бордовый, цвет индиго) задают мрачноватый характер героя, это больше подходит для мятежных герцогов, но и для короля сойдет, если он желает казаться опасным.
Серо-коричневая гамма - это для тех, кто хочет остаться незаметным. Честные, но скромные вояки, агенты тайной службы, осторожные правители, не желающие быть хорошей мишенью, да и кто угодно еще. Самый практичный вариант для леса, но плохо применимый на балу.
Белый цвет для игрового костюма несколько странен, за исключением Игр по древности, где всеобщая национальная одежда - простыня. А на средневековых игрушках, особливо выездных, находится очень мало маньяков, готовых бесконечно стирать свой прикид. Моя личная ассоциация на белый цвет на Игре - мастерский персонаж, вроде ангела, умертвия, привидения и пр.
Черный. Очень разнообразный цвет, им можно подчеркнуть практически любой характер, нужно только уметь использовать силуэт, детали и прочие модельерские штучки. Видимо, по этой причине в тусовке черный цвет жутко затаскан - кто-то выставляет свое благородство, кто-то - любовь к темным силам, кто-то демонстрирует трагическую судьбу, а иные - просто маскируют свое неумение одеваться, используя классический цвет, который невозможно ничем испортить.
Понятно, что возможности к изготовлению игровух у большинства мизерные, но выкрутиться всегда можно, было бы желание. Многие цивильные вещи переделываются в игровушку за полчаса, а потом еще быстрее переходят в исходное состояние. Я так вообще шить не умею, но шваброй на Играх редко выгляжу.
2 Поведение
Когда скромная немецкая княжна из занюханного Ангальт-Цербста появилась в Санкт-Петербурге в качестве Великой княжны, ее никто не воспринимал всерьез. Hо она всерьез готовилась в Императрицы российские очень разнообразными способами и в результате вошла в историю под именем Екатерины II, правившей Россией 30 лет. Из богатого опыта этой женщины, успешно заработавшей свой статус в очень невыгодной обстановке, можно подчерпнуть несколько моментов, вполне применимых на Играх. Сразу хочу заметить, что рекомендации эти бесполезны для того, кто сам не ощущает себя властителем, кому безразлично, как к нему относятся окружающие.
Превращаясь из Софии-Фридерики-Августы в Екатерину Алексеевну, будущая императрица очень быстро поняла для себя, что придворные ценят не столько ум, сколько его вторичные признаки, как то: вовремя вставленная цитата из книжки, которую большинство не читали, но по наслышке считают умной, многозначительное молчание с загадочной улыбкой, если сказать нечего - властителю не пристало быть болтливым, а молчащий дурак за умного сойдет.
Следующей компонентой имиджа Екатерины стала милостивая вежливость, вплоть до прощения долгов придворным мотам - жадных королев не любят. Hо даже теряя деньги, которых у Великой княжны было не шибко много, она умудрялась извлечь для себя пользу - люди чувствовали себя обязанными, а уж подать свою услугу, как величайшую милость, Екатерина научилась очень быстро.
И, наконец, маленькая техническая подробность. По жизни Екатерина была маленького роста, поэтому, разговаривая с поддаными, ей приходилось задирать голову, а собеседник как бы снисходительно наклонялся к ней. Бороться с этим оказалось до смешного просто - если разговаривать с человеком, полуопустив ресницы, но глядя на него, ему приходится инстинктивно наклоняться, чтобы поймать взгляд, якобы обращенный на него. Таким образом получается, что собеседник склоняется в угодливом полупоклоне, сам того не желая, тон разговора при этом меняется автоматически - инстинктивно человек начинает говорить более сдержанно и угодливо, как с высшим, старшим.
Подобные психологические фокусы многочисленны, и использовала их не только Екатерина. Очень распространенный трюк - разговаривать с человеком, идя на полшага впереди него (собеседнику приходится сбоку заглядывать вам в лицо). Другой стандартный прикол - сесть а потом разрешить окружающим сделать то же самое. Еще рекомендуется использовать по максимуму естественные возвышения - ступеньки, сцену, в лесу - холмики и склоны - разговаривать с возвышения со своими поддаными очень удобно (и вдобавок несколько безопаснее).
Хочу заметить, что описанная модель поведения далеко не единственная, совсем не обязательно постоянно подчеркивать свое превосходство. Людовик ХI, например, держался нарочито приниженно, по виду его вообще можно было принять за купчишку средней руки, но он умел получать из своих действий немалую выгоду. В конце концов он посадил в лужу блестящего государя Карла Бургундского, а в веках остался с именем "Святой" - свою святость и смирение он неизменно всем демонстрировал и ставил в пример.
3 Короля играет окружение
Все мы - жители двадцатого века, воспитанные в традиции равенства. Понятно, что нам тяжело представить себе, что при появлении коронованной особы надо преклонять колено, сюзерену беспрекословно подчиняться, а простолюдина не считать за человека. Hо если этого не делать на Игре, то королевский двор превращается в тусовку, спрашивается, зачем в это играть?
По моему глубокому убеждению основную ответственность за правильный отыгрыш традиций и этикета на Играх должны брать на себя мастера. Игроки, разумеется тоже, но у них традиционно меньше возможностей задать на Игре какую-либо атмосферу. Я вспоминаю, как на той же "Аракане" я напугала королеву, встав перед ней на колени. А Боря рассказывает, что на его церемонные поклоны смотрели, как на придурь сумасшедшего.
Мне кажется, что минимум, что должны делать мастера перед каждой Игрой, где задействована культура, отличная от нашей - это четко сформулировать для игроков два-три простых правила, что обязательно надо делать всегда, а чего нельзя делать ни в коем случае. Hапример, человека, высшего по происхождению нужно обязательно пропускать вперед в дверях. Или - стража должна отдавать салют оружием своему начальнику и высшей знати. Хорошо бы еще специально готовить игроков на игровых разминках с подробным разбором их действий, но на это не всегда есть возможность. Более реальный вариант - делать несколько мастерских или полумастерских персонажей, которые работают именно на антураж. Это могут быть роли герольдов, церемонимейстеров и т.п. В конце концов, далеко не все дворяне идеально разбирались в этикете, были специальные люди, которые дирижировали празднествами и приемами.
Hо при всем при этом любой присутствующий на Игре может и должен влиять на то, что происходит рядом с ним, особенно, если Игра проводится с участием неопытных игроков. Старички вместо того, чтобы ругаться, какие дети уроды и ни черта не умеют, могли бы, например, задавать образцы поведения.
В заключение я хотела бы заметить, что разговор об антураже пора начинать серьезный и долгий. Как предварительную тему могу предложить организацию мастерской "Войти в образ". У кого какие предложения по этому поводу, господа?