Начиная преподавать курс истории мировой культуры по программе заслуженного деятеля искусств РТ Ю.А.Благова, мы вели поиск новых методов и форм в преподавании этого предмета, позволяющих в полной мере проявить преимущества курса. Во-первых, его интегративность - выход на проблемы и их обобщение, изучаючающиеся на уроках по истории общества, на занятиях словесности, музыки, изобразительного искусства (это можно сделать только изучая "стержень" культуры - менталитет, сознание человека конкретной культурно-исторической эпохи, в противном случае возникает опасность дублирования материала учебных предметов гуманитарного цикла). Во-вторых, осмысливая сознание древних культур, учащиеся приобщаются к духовному наследию человечества. В-третьих, знакомясь с культурами иных стран и народов, школьники обогащают свою личную культуру - это уберегает от национального высокомерия. Видя перед собой опыт "ушедших" и "живущих" культур, учащиеся понимают, что блага и достижения, которыми они пользуются, появились и сохранились благодаря созидательному, а не разрушительному началу в обществе. Вступая в "сотворчество" с создателями великих памятников културы они понимают преимущество первого начала. Очевидно, что преподавание курса позволяет решать не только учебные, но и воспитательные задачи.
Трехлетний опыт проведения РИ с учащимися свидетельствует о том, что материал по истории культуры, "пропущенный" через ролевое моделирование, усваивается школьниками гораздо прочнее и вызывает более яркие ассоциации.
Учащиеся 8"В" класса экспериментальной школы N 9 (с которыми Центр ролевых игр "Моргенштерн" начал работать, когда они были шестиклассниками) ответили на три вопроса:
- Что для тебя ролевые игры.
- Почему я играю (или не играю) в ролевые игры.
- Какие ролевые игры больше всего мне понравились, почему; какие темы ты предложил бы для последующих игр?
87 % участников опроса написали, что РИ помогают при изучении и понимании истории общества, его культуры. Только один выразил сомнение, что моделируемая действительность совпадает с исторической реальностью, но признал за этим методом способность обучать взаимоотношениям "между слоями населения в прошлом". Остальные или не освоили этот метод, так как недавно учатся в нашей школе, либо видят в нем прежде всего средство отдыха (22 %), иногда мотивируют свою отстраненность отсутствием свободного времени (эту проблему поднимают 22 %). То, что РИ являются средством, развивающим их личность, способом работы над собой считают 43 % опрошенных. Учашимся нравятся РИ по самым разным эпохам и странам, 60 % предпочитают моделировать исторические ситуации средневековой Европы, 17 % желают "попасть" в Древнюю Грецию, еще 17 % понравились игры по древнему Востоку, остальные с восторгом вспоминают игру "Римская Британия".
Подобное пристрастное отношение к эпохе и культуре средневековья наблюдается и в среде взрослых ролевиков, возможно, это объясняется не только романтическим ореолом, который окружает рыцарей и их прекрасных дам, но и тем, что подобная ролевая деятельность позволяет реализовывать биологическую агресивность.
Интересно, что только 44 % , говоря о РИ употребляют глагол "играть" и его производные, как было предложено в вопросах, остальные говорят об особом "чувствовании", "воплощении", погружении в моделируемую эпоху, некоторые из них осознают важность работы над образом, менталитетом своего персонажа: "Главное... нужно найти цель и свои интересы в жизни на РИ. Иногда мне бывает очень трудно понять свой характер в игре, но когда я нахожу начальную точку натуры образа, то играть становится особенно приятно. Мне кажется, что РИ нужны не только для осознания своего героя, но и для осознания своих собственных возможностей." С такими серьезными игроками можно "погружаться" в моделируемую историческую эпоху.
За последний год подготовка к историко-культурным РИ стала более тщательной, к разработкам сюжетов, ролей персонажей все активнее привлекаются опытные ролевики из учащихся. Кроме рекомендуемой к прочтению литературы, имеющейся в школьной библиотеке, школьники просматривают исторические фильмы, которые комментируются, обсуждаются и критикуются учащимися, глубоко изучившими эпоху по своей инициативе или согласно опережающему заданию преподавателя. Подобная форма работы дополняет занятия по изучению одежды, вооружения, обычаев, правил поведения, религии, искусства, уровня развития науки и техники, языка и письменности, взаимоотношений между группами общества, его хозяйства, форм правления.
Возросли требования по работе с научной литературой и источниками (раньше для участия в РИ достаточно было прочитать исторический роман), подготовка к игре превращается в олимпиаду знаний по истории определенного общества, его культуры и литературы. Например, подготовка к РИ по мифам Древней Греции задействовала всю параллель шестых классов, часть восьмиклассников и десятиклассников. Подобная работа проводится более систематично. Победители олимпиады могли продолжить изучение греческой мифологии более активными методами - была проведена серия ситуационных настольных РИ на понимание, умение ориентироваться в мифологической действительности. Наряду с анализом РИ стала использоваться новая форма - "пресс-конференция", на которой игроки делятся впечатлениями и опытом с однокласниками.
Новые возможности для работы над РИ как учебной деятельностью дает видеотехника. Видеозапись игры позволяет "отстраниться" и, буквально, со стороны провести оценку своего образа. Подобный анализ совместно с традиционным обсуждением своих и чужих игровых действий после РИ позволяет, на мой взгляд, улучшить качество РИ за счет более тщательной подготовки и проведения.