I. Цели и задачи учебной деятельности
Учебная тема, посвященная мифам древней Эллады, обязательно присутствует в традиционных программах по истории, литературе и экспериментальных курсах "Мировая художественная культура" (МХК) и "История мировой культуры" (ИМК). Подобное внимание объясняется тем, что без знания и понимания античной мифологии невозможно воссоздать истоки современной европейской культуры. Общеизвестно, что интерес к греческой мифологии испытывают не только взрослые, но и дети. Развиваясь, человек проходит разные уровни становления сознания, в том числе его мифологический, или мифологизирующий, уровень. Очень жаль, что учебный анализ мифов редко выходит за рамки основных сюжетов и персонажей. Подобное изучение не влечет за собой осмысление мифа как способа восприятия и понимания многообразного и развивающегося мира человека и природы. Достижение подобной цели возможно в ходе подготовки и проведения ролевых игр (РИ).
С помощью РИ можно рещать следующие задачи.
- Знакомство с текстами важнейших источников по античной мифологии ("Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Теогония" Гесиода, "Метаморфозы" Овидия и др.).
- Закрепление и актуализация знаний учащимися основных сюжетов, персонажей и их взаимоотношений.
- Помощь в изучении и понимании античного искусства (архитектуры, скульптуры, живописи).
- Осознание специфической мифологической системы миропонимания в плане ее гибкости и возможности саморазвития.
- Осмысление исторического характера становления античных мифов, получение представления об отличии и сходстве античного мифа от восточных и христианских. Проследить особое место Рока (Судьбы) в мифологической системе, который влавствует не только над людьми, но и над богами.
В качестве примера подобной работы можно привести павильонную РИ "Мифы Древней Греции", проведенную в начале марта 1995 года.
II. Деятельность по подготовке РИ.
Игра проводится среди учащихся 6-х, 8-х, 10-х классов. К игре допускаются те ученики, которые успешно прошли тестирование на знание древнегреческой мифологии. Из 15 - 20 шестикласников, в соответствии с их желанием, формируются две команды: "Путешественники во времени" и " Древнегреческие Герои". У команд разные цели.
Представители первой команды отыгрывают роли ученых из НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства, см. А. и Б.Стругацкие, "Понедельник начинается в субботу"), отправившихся в мир древнегреческий сказаний. Их цель - выжить в "незнакомых" условиях и вернуться назад, собрав материал по заданным научным темам.
Первоначальная цель "Аргонавтов" - доставка Золотого Руна в Иолк, дабы Ясон мог занять престол. Каждый из героев имеет собственную "легенду", божественных покровителей и недоброжелателей, а соответственно - индиивдуальные цель и задачи, которые могут не совпадать...
Обе команды действуют в одном мире, но характер их действий зависит от их игровго сознания, менталитета. Экспедиция ученых старается аккуратно и бережно познавать игровую действительность, ничего не нарушая и никого не уничтожая; команда "Арго" выполняет задачи не столько познавательно-информационные, сколько героические.
Чтобы играющие ученики поняли принципы своих действий, с нмим проводилась теоретическая и практическая подготовка. Игроки самостоятельно изучали мифы по списку рекомендованной литературы в соответствии с планом теоретической подготовки. Практическая подготовка включала в себя систему ситуационных настольных РИ, в ходе которых будущие игроки "попадали" в обстоятельства, подобные тем, что возникают на павильонной игре. В результате учащиеся должны были осознать, что в игровом мире действуют иные законы и правила, нежели в повседневной жизни, поэтому на игре нужно ощущать себя персонажами, для которых мифологический мир является реальной действительностью.
Со всеми игроками (6-х, 8-х, 10-х классов) проводились практические занятия по изучению одежды, обуви, вооружения древних греков. Незадолго до павильонной игры все игроки ознакомились со Сценарием, в который вошли Правила, характеристики ведущих персонажей (естественно, информация для ограниченного распространения была известна отдельным, заранее определенным игрокам).
В качестве полигона использовались помещения первого и второго этажа школы. В спортзале распологалось царство Аида (оно же - Страна Мертвых); на первом этаже - море с островами Самос, Наксос, Крит, Эгина, Эвбея и побережьями Лаконии, Фракии, Фессалии; на втором этаже - континетальная Греция, куда входили Элида с Олимпией, Аркадия, перешеек Истм с Коринфом, Арголида, Аттика с Афинами и Элевсинами, Дельфы, Фессалия с Додоной и Олимпом.
По замыслу мастеров в игре, кроме "ученых" и "героев", участвовали двенадцать олимпийских богов, Тюхе, музы Апполона, Арес, Дионис со свитой менад и сатиров, Пан, морские, речные, горные, лесные нимфы, чудовища - Минотавр, Медуза Горгона, Сфинкс, Цербер. Посредниками при командах шестиклассников были взрослые ролевики, отыгрывавшие роли корабля "Арго" (посредник при команде "героев") и информационного биоробота "Эйдос" (посредник при команде "ученых"). Мастера вели игру в качестве Тюхе, выражавшей волю Рока (Главный мастер), и олимпийских богов Зевса, Посейдона и Аида.
III. Ход игры, послеигровые мероприятия.
Команды "аргонавтов" и "ученых" путешествовали по островам Эгейского моря и континентальной Греции, посещая города и страны, принося жертвы богам-покровителям. Встречаясь с мифологическими персонажами, игроки, не выходя из роли, должны были решать свои задачи. Почти всех олимпийцев почтили гимнами, жертвами и храмами, сыновья богов исполнили волю своих отцов и покровителей, неудачники попали в Аид. Игра закончилась присуждением Афродите Яблока "Прекраснейшей", по совету "аргонав- тов" и "ученых".
Во время обсуждения (анализа) РИ каждый из игроков оценил свои и чужие действия как персонажей древнегреческих мифов, объяснял свои мотивы и игровые задачи, требуя пояснения от тех, кто по его мнению, не "вжился" в свой образ.
На ближайших уроках после РИ игроки-шестикласники на "прессконференции" познакомили своих одноклассников с тем, что, как и почему происходило на РИ, это позволило проверить и оценить глубину знаний по разделу "Культура Древней Греции" у всех учащихся этой параллели, так как все принимали активное участие : одни задавали проблемные вопросы, а другие на них отвечали.
ПРАВИЛА павильонной игры
"Путешествие в мир древнегреческих мифов"
1) Боевые правила.
1.1) Боги бессмертны (с точки зрения смертных).
1.2) Бездоспешный человек имеет один хит.( Хит - от англ. "удар"; термин, обозначающий нанесение удара в игровом бою. Для поражения противника обычно требуется несколько ударов, количество которых определяется характеристикой роли и доспехами, надетыми в момент поединка или боя - Прим. ред.).
Примитивный доспех +1 хит; качественно стилизованный под древнегреческий доспех +2 хита. Шлем +1 хит. Знак Афродиты (см. 4.2): красный + 1 хит, черный -1 хит.
1.2.1) Поражаемая зона - "футболка".
1.3) Вооружение. Лабрисы (топоры), короткие мечи, кинжалы, копья - все снимает один хит за удар.
1.3.1) Артефакты - оружие богов - используются смертными исключительно для борьбы с монстрами. Применение артефакта без ведома законного владельца возможно, ПЗСС(последствия за свой счет) ("Последствия за свой счет!" - распространенная на ролевых играх фраза. Регулярно используется мастерами. Обозначает, как правило, мастерский произвол при наложении наказаний, штрафных очков в ситуациях, не предусмотренных правилами - Прим. ред.).
1.4) Ранения. Человек, потерявший все хиты - тяжелораненый, не может сражаться, передвигаться без посторонней помощи, один здоровый может "перенести" одного раненого. Раненому необходимо оказать медицинскую помощь в течение 15 минут, в противном случае - смерть.
1.4.1) При поражении "все хиты + 1" - мгновенная смерть.
1.4.2) Лечение.
Олимпийские боги - возложением рук - мгновенно.
Асклепий и Медея лечат своими способами.
Иные способы лечения - мастерский произвол с подтверждением сертификатами.
1.4.3) Умерший отправляется в царство Аида на 1 час.
1.5) Борьба с монстрами. Монстры поражаются обычным оружием, поражаемая зона стандартная, количество хитов - мастерский произвол с подтверждением сертификатом. Монстры гибнут исключительно в поединках.
1.5.1) Артефакты, поражающие монстров, действуют с одного удара. Они могут быть испрошены у богов либо изготовлены в игре Гефестом. Артефакт, изготовленный Гефестом для смертного, действует против одного, конкретного монстра, в остальных случаях - как обычное оружие (в т.ч. и против смертных).
1.5.2) Боевые характеристики монстров.
Медуза Горгона. Убивает, если сможет добиться, чтобы на нее посмотрели.
Минотавр. Удар рукой - смерть, отбивает оружие руками.
Циклопы. Воюют дубинами, один удар - смерть.
Сфинкс. Пожирает неотгадавшего загадку, если отгаданы три загадки одним персонажем - умирает от огорчения. (Отгадывающий может советоваться с партнерами).
2) Животные.
2.1) Олень. 1 хит, рогами (руками) отбивает оружие, не снимает хитов.
2.2) Вепрь. 2 хита, удар клыком -1хит, убить не может.
2.3) Медведь. 2 хита, обнял за плечи - тяжелое ранение. Не убивает.
2.4) Баран. 1 хит. Блеет.
Экономика.
3.1. До развитых товарно-денежных отношений человечество еще не доросло, из богов цену золоту понимают Посейдон, Гадес, Гермес, сатиры. Существует натуральный обмен.
3.2. Обмениваться может любое игровое имущество: артефакты, золото, оружие и т.д.
3.3. Богам требуются жертвы, принесенные по правилам. Жертва не должна противоречить принципам и привычкам бога, жертва приносится на алтаре при храме конкретного бога с обязательным упоминанием имени бога, приносимой жертвы и назначения жертвоприношения. Исполнение при этом античных гимнов особо приятно богам, ими всячески поощряется.
3.4. За золото можно построить храм.
3.5. Подарки, как вещественное доказательство невещественных отношений, принято дарить возлюбленным, что поощряется Афроди- той.Любовь.
4.1. Любовь возникает либо по желанию игрока, либо по произволу Эроса, подтверждается попаданием стрелой.
4.2. Взаимность и счастливость или невзаимность и несчастность любви определяется Афродитой и подтверждается выдаванием знака Афродиты, красного или черного соответственно. Неношение знака на видном месте - ПЗСС.
ПЕРСОНАЖИ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ
Законы Рока, Космоса и Олимпа, которые поведала Тюхе
Выполнение своего долга и предназначения всеми существами - обязательный закон Космоса, нарушающие его могут исчезнуть. Невыполнение своих обязанностей (или выполнение чужих) может стать основанием для изгнания с Олимпа.
Даже на богов распространяется всеобщий закон Космоса - почтительность к родителям и старшим в роду приказывать и карать за невыполнение своей воли, но они должны защищать своих детей и подданных. Предательство и убийство родителей является тягчайшим преступлением и проклятием, которое карается Эриниями и Тартаром. Только в Оракуле можно узнать, как можно очиститься от этого преступления.
При разделении Космоса царем Неба и Олимпа стал Зевс, владыкой Подземного царства мертвых - Гадес, повелителем Моря - Посейдон.
Олимпийских богов может быть только двенадцать, остальные бессмертные могут присутствовать на Совете олимпийцев только по приглашению и права голоса не имеют. За нарушение клятвы Огнем Олимпа клятвопреступник изгоняется из Совета или заключается в Тартар.
Нерушимой является клятва священными водами Стикса (смертные клятвопреступники - в Тартар бессрочно, бессмертные - погружаются в длительное оцепенение).
Даже бессмертных, нарушающих порядок в Космосе, Зевс может карать молниями, заключая в Тартар.
Выпрашивание, требование и вымогательство жертв и поклонения себе недостойно Великих богов и единодушно осуждается на Олимпе. Осквернение алтарей, храмов и священных рощ - тягчайшее преступление.
Олимпийские боги
(Здесь приведены в качестве примера несколько характеристик ролей. В рамке - информация для ограниченного пользования - Прим. ред.)
1) ЗЕВС царит на небе и на Олимпе, повелитель бессмертных и охранитель государства, договоров и клятв, покровитель гостеприимства, бедных и просящих и всех тех, кто не имеет иного крова, кроме неба. Скипетр, орел и громовые стрелы (перуны), которые Тучегонитель держит в руке, являются символами могущества и неотразимой силы этого бога; всякий, кто вступал с ним в борьбу, бог или простой смертный, был сражен этими стрелами.
После того, как мятежные олимпийцы вынуждены были поклясться нерушимой клятвой, что не будут восставать против главенства Зевса, он спокойно правит бессмертными и смертными и следит, чтобы все выполняли свой долг и обязанности, судит и примиряет
– – –
Зевс подозревает, что Гефест, Арес и Эрида не его дети, но он уважает мастерство Гефеста, которому доверяет, но не любит вздорных Ареса и Эриду. Его новый имидж справедливого бога противоречит жестокому наказанию Прометея, и Зевс это понимает. Зевс почти всегда рассудителен, дружелюбен и снисходителен, так как уверен в своей силе.
– – –
2) ПОСЕЙДОН
3) ГАДЕС (АИД)
4) ГЕРА
5) ДЕМЕТРА
6) ГЕСТИЯ
7) АФИНА, дочь Зевса от Метиды (Размышление).
Богиня мудрости, домашнего рукоделия и справедливой войны. Дала людям много полезных вещей - флейту, керамический горшок, плуг, ярмо для волов, колесницу и корабль, многому научила - счету, рукоделиям, оливководству. В мирное время оружие не носит, при надобности берет его у Зевса. Афина славится добротой, предпочитает решать споры и утверждать законы мирным путем. Однако, вступив в бой она никогда не была побежденной, даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии.
Отвергая ухаживания поклонников, т.к. ей чужды женские слабости, Афина неравнодушна к своей красоте, она всегда украшена драгоценностями, наряд ее всегда раскошен; дочь своего отца, она отличается серьезностью, умом и рассудительностью. Любимица Зевса, его единомышленница Афина - олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса, покровительствует общественным установлениям, защищает гражданские права.
По велению Зевса особо покровительствует его отпрыскам (Гераклу, Диоскурам и т.д.), помогает аргонавтам.
– – –
Символы Афины - змея и сова, часто изображается в шлеме, с копьем и щитом. Афина хочет уничтожить Горгону, которая ее оскорбила, но обладает толькл оружием, убивающим Минотавра. Ненавидит кровожадного Ареса и Эриду.
– – –
8) АФРОДИТА
9) АПОЛЛОН
10) АРТЕМИДА
11) ГЕФЕСТ
12) ГЕРМЕС
Бессмертные, не живущие на Олимпе
13) АРЕС, сын Геры, жестокий, кровожадный бог войны. Отец Эрота. За скверный характер вместе с сестрой Эридой ("Раздор", не путать с Иридой) был изгнан с Олимпа, где ему запрещено появляться. Обитает во Фракии.
Представлялся прекрасно сложенным юношей с жестоким лицом, чаще в доспехах и с мечом. Большой любитель вина, поэтому добивается дружбы с Дионисом. К нему хорошо относятся Гера, Афродита и Гадес.
– – –
Мечтает вернуться на Олимп, пытается исправиться, в чем готов поклясться. Желает насолить врагам среди бессмертных (Афине - в первую очередь), но понимает, что руки коротки, а за "подвиги" можно и в Тартар угодить. Избегает Гефеста, который заставляет платить за бесчестие Афродиты, поэтому ищет шлем-невидимку. Взбешен наглостью аргонавтов, укравших из его рощи Золотое Руно. Меч Ареса сразу убивает Медузу Горгону, на всех остальных действует как обычное оружие.
– – –
14) ДИОНИС
15) САТИРЫ И НИМФЫ
16) ПАН
17) СВИТА АПОЛЛОНА
Смертные
18) Аргонавты
19) Путешественники
20) Монстры