При первом знакомстве с методикой ролевых игр напрашивается мысль, что это почти идеальное средство для изучения не истории, но истории культуры (обычаи, этикет, социальная структура общества, экономическая система и т.п.). "Почти", потому что, в идеале, для знакомства с культурой страны имеет смысл посетить эту страну, или хотя бы пообщаться с носителем оной культуры. Но если даже отбросить вопрос о ценах на авиабилеты и прочие соображения материального плана, не следует забывать, что в Древнюю Грецию попасть просто невозможно. По крайней мере, пока.
Но, на мой взгляд, это далеко не единственное применение РИ.
Начну с самых простых. Например, при проведении ролевой игры на местности можно изучать ботанику - достаточно в Правилах указать, какие растения от каких напастей спасают, и устраивать побольше "эпидемий" и прочих бедствий. Через некоторое время большинство игроков научится отличать лютик от зверобоя. Обязательное условие: игрокам должно очень хотеться быть "здоровыми", что случится, если "здоровым" быть интереснее, чем больным. Т.е. РИ должна включать кроме ботаники что-то еще.
Научить школьников читать карту можно совершенно естественным образом при помощи выездных ролевых игр, со сценарием по типу "Острова сокровищ". Только не надо говорить ребятам, что их цель - научиться читать карту. Пусть они ищут "сокровища" (это может быть пакет пряников, красивые памятные значки и т.д. в зависимости от материальных возможностей устроителей). Задача Мастера в этом случае - придумать такие правила, чтобы человек, не разбирающийся в условных обозначениях и не умеющий пользоваться компасом не имел шансов достичь своей игровой цели.
Для "космической" РИ может оказаться необходимым знание правил работы с векторами или физических законов и т.д. Я уж не говорю о возможностях для активации разговорной речи на иностранных языках (в принципе, метод погружения в изучении иностранных языков - не очень дальний родственник РИ). Главное, чтобы школьники ясно видели: чем больше они знают и умеют, тем больше у них игровых возможностей, тем интереснее им играть, тем проще добиваться игровых целей.
Ролевые игры, активно развивают навыки разговорной речи. Каждой эпохе и социальному слою соответствует свой стиль общения: придворного, разговаривающего с королем на языке подворотен, в лучшем случае ждет ссылка. От театра РИ отличаются тем, что в процессе Игры, школьник должен адекватным образом выражать свои мысли и желания, а не повторять заученные фразы.
Одним из факторов прочного усвоения материала является активизация знаний и навыков, что и происходит в процессе Ролевых игр.
Для многих ролевых игр требуется реквизит (соответствующая эпохе и социальному положению одежда, некоторое количество предметов материальной культуры для создания антуража и т.д.). Изготовление оного не только развивает трудовые навыки школьников, но и способствует формированию художественного вкуса и творческих способностей.
При умелом использовании методики проведения РИ, они помогут корректировать отношения в коллективе. Если в классе есть ученик, которого третируют только за то, что он самый слабый (бедный, глупый, малорослый) продумайте ситуацию, где ему удастся показать свои лучшие стороны. Это, конечно, азбучная истина, но РИ дают больший простор для генерирования таких ситуаций.
Попробуйте с помощью РИ корректировать отношения в классе. Например, задайте такие вводные, чтобы враждующим школьникам было необходимо сотрудничать друг с другом для достижения игровых целей.
Одна из особенностей РИ заключается в том, что они учат находить выход из конфликтных ситуаций. При правильно организованной предигровой подготовке "плата" за ошибочное решение сравнительно невысока. Если школьник твердо усвоил, что не стоит переносить игровые обиды в жизнь (и наоборот) и помнит, что он "не корову проигрывает", то сильного стресса от игровых непрятностей у него не будет, а обдумав свои ошибки и оплошности, он попытается в следующий раз действовать иначе, более успешно. Именно поэтому разбор Игры является необходимой составляющей методики проведения РИ. Грамотно проведенный разбор должен помочь школьникам в следующий раз играть лучше и не повторять допущенных ошибок.
Если ролевыми играми занимается не один, а несколько классов, это позволяет строить отношения в разновозрастном коллективе, помогает вырабатывать соответствующие навыки общения. При наличии опыта у старшеклассников они могут участвовать и даже готовить РИ для младших школьников. Такая работа будет отличным практикумом для будущих педагогов.
Следует также отметить еще одну особенность РИ. Разрабатывая Правила, Мастера, по сути, задают систему ценностей игрового мира. Так, например, правило:"Рыцаря (купца, лекаря и т.п.), солгавшего хоть раз, будь то во имя спасения жизни или из выгоды, навсегда лишают его славного звания",- стимулирует быть честным, хотя бы на несколько часов, и попытаться решить свои проблемы, не прибегая ко лжи. Я полагаю, что если часть правил будет постоянной на всех игрушках (например: "убийство безоружного увеличивает срок отсидки в Стране Мертвых на полчаса (за каждого!)"), то она может оказать положительное влияние на формирование мировоззрения школьников. Более эффективно, (но и более сложно) моделировать игровые миры так, чтобы игроку было невыгодно быть лживым, жестоким и т.п. Между прочим, практически на любой Игре невыгодно быть невежливым. Хаму бывает очень трудно достичь игровой цели.
Ролевые игры не только одно из средств активизации учебного процесса, но и еще один инструмент воздействия на отношения в классе, на мировоззрение школьников и личностные качества учащихся.