Настольные ролевые игры (далее - НРИ) не требуют от организаторов больших материальных затрат, вроде подготовки реквизита и полигона, а также специальной физической подготовки участников (например, занятий по фехтованию), но тем не менее позволяют добиваться качественного погружения участников в моделируемую реальность.
Для НРИ чаще всего используются карта местности, где происходят игровые события, карточки с персонажами и игральные кубики. Карта необходима для того, чтобы участники представляли местонахождение персонажей и могли спланировать дальнейшие действия. Не всегда возможно изготовить карточки со всеми необходимыми героями - мастер сам порой не знает, как развернутся события и кого придется вводить в игру, но какое-то количество готовых персонажей никогда не мешает. Лучше, если кроме характеристик героев карточки будут содержать и их портреты.
Правила НРИ обычно приходится дорабатывать для каждой конкретной игры, но в них традиционно входят:
а) правила оформления игроков, т.е. каким количеством кубиков определяется та или иная характеристика и что она означает (например, сумма чисел, выпавших на трех кубиках, дает силу игрока; если он набрал силу три - может сражаться только кинжалом, если 18 - выбирает любое оружие и дерется им более эффективно, чем человек с меньшей силой). Возможный набор характеристик: сила, ловкость, сложение, воля, количество жизненных сил или очков риска, которые тратятся в бою, количество денег на начало игры. Иногда мастер сам задает эти характеристики, например, когда речь идет о конкретном историческом лице;
б) список предметов, которые можно купить, с указанием цены;
в) правила, регламентирующие права и обязанности игроков и персонажей, например, необходимость регулярно питаться, чтобы не умереть от голода; сюда же входят правила боя, система экономических отношений и т.д.
Системы боев, политики и экономики, используемые в НРИ, очень разнообразны.
Если коротко изложить суть партии НРИ, то получается следующее. Мастер задает игрокам вводные, в которые входит историческая эпоха, ситуация в рассматриваемом государстве (она может быть заимствована из реальной истории или придумана мастером), а также персоналии игроков. Можно давать им роли правителей, путешественников или кого угодно еще. Удачным вариантом роли мы считаем развитие человека в выбранной исторической обстановке с детского возраста - это дает возможность отыграть бытовые моменты эпохи, прежде чем у игрока появится необходимость принимать серьезные решения, а также помогает лучше "залезть в шкуру" персонажа. Сразу эаметим, что такая игра требует весьма длительного времени, но тем и хороши НРИ, что они дают возможность игры с продожением.
Процесс игры состоит в диалоге между мастером и игроками. Мастер описывает ситуацию, игроки сообщают о предпринятых действиях, мастер прикидывает, к чему это может привести, и сообщает этом игрокам и т.д. В случае спорных ситуаций, когда игроки пытаются произвести невозможное с точки зрения мастера действие, или когда мастер придумал несколько вариантов выхода из одной ситуации и не может остановиться на каком-то одном, проблему решает жребий: игральные кубики или просто монетка.
Несомненным преимуществом НРИ является индивидуальность взаимодействия "мастер-игрок". Так, при отработке какой-либо ситуации все участники могут проявить себя, никому не приходится быть статистом. Например, мастер, изображающий на данный момент короля, может наставлять наследника в управлении государством. В случае неадекватного поведения игрока можно наглядно показать ему, не выходя из игры, к каким последствиям подобные действия могут привести.
Чтобы игровой мир получался и достоверным, и интересным одновременно, мастер-ведущий должен прекрасно ориентироваться в исторической обстановке, по которой проводится игра. А чтобы игра получалась завлекательной и не воспринималась как прямое продолжение школьной зубрежки, необходимо обладать богатой фантазией и способностью к импровизации.
Возможности мастера практически неограниченны. Он может создавать альтернативную историю и анализировать вместе с игроками причины отличий ее от реальной истории, подробно разбирать теоретические аспекты исторических процессов.
Во время игры мастер постоянно меняет свою собственную роль - именно он вводит в игру всех персонажей, которых игроки встречают на своем пути. Даже если у мастера есть карточки с характеристиками этих вводных героев, за них приходится говорить и описывать их действия. Это требует от мастера определенных навыков и артистических способностей.
У игроков открываются большие возможности для самовыражения. Учащиеся могут применить свои знания истории и других предметов, поэтому у них появляется стимул к расширению познаний. Игра позволяет попробовать свои силы в различных амплуа, не выходя из комнаты, помогает развить речь и научиться быстро переключаться с одного стиля общения на другой. Показательно, что дети, поиграв в НРИ, начинают сами составлять сценарии и работать мастерами, усложняя себе задачу и повышая требования к собственным знаниям.
Ролевые игры позволяют игрокам реализовать те свои желания и способности, которые неприменимы в обычной жизни. Они могут играть искусных охотников или воинов, хотя реальное здоровье не позволяет им заниматься спортом. Или парень, не пользующийся в классе особым авторитетом, обнаруживает в процессе игры у себя способности полководца или дипломата и повышает статус в среде сверстников.
К недостаткам НРИ, пожалуй, стоит отнести отсутствие антуражности, более абстрактное изложение ситуаций, нежели в играх, где используется реквизит и близкий к реальному масштаб времени. Впрочем, при хорошем владении материалом, удается компенсировать эти недостатки.
Обучающее воздействие НРИ ничуть не уступает эффекту от выездных и павильонных игр, причем НРИ позволяют работать с более широкомасштабными событиями, нежели все остальные виды ролевых игр. Например, в НРИ могут фигурировать несколько десятков государств, что невозможно в выездной игре чисто по физическим причинам. К тому же эти государства можно рассматривать с совершенно разных точек зрения - от культуры, политики до экономики - и более подробно, чем это обычно получается в "живых" играх. С помощью НРИ можно достаточно быстро обучить детей оперировать сложными системами производства, торговли, налогообложения, хотя материалы такого рода занимают многие страницы текста. Не менее эффективно изучение в процессе ролевой игры хитросплетения человеческих отношений, мастеру в настольной игре легче задавать и контролировать продуманную им схему моральных ценностей и противоречий - ведь большинство ролей он исполняет сам, доведение до детей какой-то идеи зависит целиком от него.
Таким образом, НРИ являются серьезным подспорьем для учителя не только в изучении програмного материала, но и в воспитании. В игровой форме любой материал усваивается лучше, а моделирование ситуаций, связанных с применением житейской мудрости либо со сложной моральной проблемой дает школьникам возможность приобретать опыт и познавать не только интеллектуальные, но и этические ценности.