Создаём персонажа: «зерно персонажа»

/ Автор:

Есть такой театральный термин — зерно персонажа.
Это 1-2 слова, полностью характеризующих образ этого самого персонажа.

Отличный пример — это «училка». Мы сразу представляем худую подтянутую женщину с минимумом косметики, собранными в пучок волосами, очками и плотно поджатыми губами. Но это все внешность. Намного важнее её поведение.
Фразы у «училки» — четкие, короткие и всегда по делу. Говорит тихо, но слышат её при этом все. Жестов мало. Взглядом можно забивать гвозди.
При этом «училка» может и не иметь никакого отношения к системе образования. Но если мы встретим такую женщину, то сразу возникнет образ как она нас учит интегралам, а мы ни фига не понимаем, и пытаемся избежать её взгляда.

Второй пример — это «добряк». Медленный, в чем-то немного неуклюжий человек, цель которого — обнять весь мир. Он говорит и двигается очень неторопливо. Его невозможно обидеть и на него невозможно злиться. Как будто кто-то взял ньюфаундленда и сделал из него человека.

То есть мы слышим слово и сразу представляем себе некий образ или даже живого человека.
Для ролевого персонажа отлично подходят вот эти самые «зерна».

Чтобы такого персонажа проработать нужно:

1. Найти само зерно.
Каким же словом можно описать вашего персонажа?
С какими людьми вы бы его сравнили?
Или это, скорее, некое прилагательное?
Актер, железный, хамло, заводила, непоседа, боярин, критик, скромняга, простушка, джентльмен, ботаник и прочее.

2. Какими словами можно описать вашего персонажа?
Подумайте, какие черты в вашем персонаже самые главные, как он видит себя, и как бы его описали окружающие.

3. Чем занят ваш персонаж?
Представьте, что ваш персонаж заходит в комнату будучи в гостях. Чем он займется? Сядет тихо в угол и будет молчать? Рассмотрит каждую мелочь? Возьмет что-то со стола и обязательно сломает? А может, сразу сядет за стол, как будто это все его, и будет там чувствовать себя увереннее хозяина квартиры?

4. Сколько места персонаж занимает?
Даже двухметровый качок может занимать мало места и наоборот.
Где он сидит — в углу или в центре? Он зажался весь в себя или развалился на стуле? Как громко он говорит и на какие темы? Как близко он должен подойти к собеседнику, чтобы обратиться к нему: подойти вплотную или кричать из комнаты в комнату? Где глаза вашего персонажа: опущены вниз или нагло пялятся на окружающих?

5. Как персонаж обращается с другими персонажами?
Насколько он выше ставит себя? Насколько он стесняется других?
А что с личным пространством? Он может держаться на почтительном расстоянии или подходит вплотную для беседы? Насколько он позволяет себе жестикулировать в сторону окружающих? А можно ли касаться других персонажей?

6. Характерные жесты.
Где находятся руки вашего персонажа? Какие жесты он себе позволяет? Как «далеко» и активно он машет руками при разговоре? Подумайте, как он машет руками при прощании? Как он пожимает руки и прочее?
А какое у него выражение лица?

7. Ритм жизни.
Насколько быстр ваш персонаж? Как много времени ему нужно для принятия решений? За сколько времени он справится с такой вещью как «заточка карандаша»? Как он относится к людям-улиткам и торопыгам?

Давайте примеры, пойдем по пунктам.
Пример первый — «Хамло».
1. Наглый, приставучий, громкий и с противным голосом. Имеет на все своё мнение, которое надо высказать — в каждой бочке затычка. Цель такого человека — не сделать себе хорошо, а сделать другим плохо, некомфортно.

2. В чужой комнате он будет вести себя максимально нагло. Зайдет, лениво махнет кому-нибудь рукой или скажет «Здрасссьте» в никуда и примется совать свой нос куда не следует, откроет шкаф с нижнем бельем или возьмет ценную вещь с полки и будит вращать её заляпанными руками, а потом поставит не так, как она стояла.

3.Хамло сядет так, чтобы другим было максимально неудобно ходить, желательно у входа, развалившись. Или у кулера с водой. Когда мимо него будут ходить и обязательно наступят, он скажет свое веское «Поаккуратнее надо».

4. Чужого личного пространства для него не существует — он сядет между двумя персонажами, даже если те целуются. Если ему что-то надо, он подойдет вплотную и скажет: «Дай, а, тебе чо — жалко?». И собеседник отдаст лишь бы отвязаться.

5. Руки всегда немного расслаблены и болтаются очень сильно. Пальцы, нос, рот созданы только для одного — чтобы создавать раздражающие звуки. Хамло будет чавкать и вытирать руки об стены или ткань, которая для этого не предназначена. При разговоре у такого персонажа чуть приоткрыт рот и полный презрения взгляд.

6. Ритм жизни медленный, иногда до раздражающего. Человек все делает неторопливо, чтобы его все видели. И если ему делают замечание — он исправляет все крайне неторопливо и кое-как.

Пример второй. «Барин».
1. Представительный, аккуратный, снисходительный к окружающим, скорее всего, умный (или пытающийся таким казаться). Барин показывает, что он решает сложные вопросы, которые остальным (простому люду) не решить.

2. Нет чужой комнаты как таковой — человек зайдет и сядет в самое удобное место или сделает его таковым. Он либо будет что-то говорить — медленно и обстоятельно, чтобы другие его слушали, но желательно чтобы не понимали. Либо будет молча слушать да загадочно улыбаться чужим разговорам.

3. Барин — это центр мира. Он будет сидеть в самой удобной позе даже в самом неудобном кресле и никому не даст на секунду усомниться, что ему неудобно. Барит будет говорить тихо и никому не даст себя перебить.

4. Окружающие люди — это холопы. Они не виноваты, что родились такими. С холопами нужно как с детьми — быть строгим, но добрым. Быть для них самым авторитетным и в то же время от их просьб тяжело вздыхать и думать: «Куда они такие нерадивые собираются?».

5. Барин не позволяет себе лишних движений. Лишь иногда в сердцах может крикнуть на кого-нибудь да замахнуться на дурачка, но не ударить, а пожалеть, да и махнуть рукой.

6. Ритм жизни медленный. Торопиться нельзя! Торопиться — это показывать, что в жизни какая-то беда, нужно что-то исправлять. А у барина всегда все хорошо.

Упражнения для тренировки и примерки на себя зерна персонажа

Есть два хороших упражнения, которые вы можете проделать дома в спокойной обстановке или в компании друзей. Во втором случае вы сможете обсуждать увиденное, дополнять образ, что тоже может быть очень полезно.

Первое упражение — это появление в комнате.
Зайти в комнату, пройти до стула, поздороваться и сесть на стул согласно зерну вашего персонажа.

Пример. «Педант».
Педант заходит в комнату, оглядывает всех и говорит сухое «здравствуйте» с четким кивком, подходит к стулу, поправляет его на 2-3 градуса, садится с очень ровной спиной и снимает с себя невидимую пушинку. Поднимает голову вверх и продолжает разглядывать окружающее его пространство, подмечая про себя недостатки окружения.

Еще пример. «Тихоня».
Тихоня приоткроет дверь ровно настолько, чтобы войти в нее, зайдет с опущенной головой, найдет самый дальний уголок, пропищит себе под нос какое-либо приветствие, аккуратно вдоль стеночки пройдет и сядет в этот уголок, закрывшись от всех.

Второе упражнение — внутренний монолог.
Представьте себе вашего персонажа в нетипичной для него ситуации.
Например, того же барина в очереди на кассе Пятерочки. Или человека-кремня в роли воспитателя в детском саду.

И начните вслух прокручивать его внутренний монолог.
Тут важно — это не должно превращаться в пошаговое описание действий или монолог с кем-то. Это именно реакция персонажа на окружение.

Пример. «Простушка» в роли директора крупной компании.
«Ах, какие все молодцы сегодня. Вот, Иван Семенович так на меня смотрит, взгляд аж не отводит, наверное, очень ценит меня как директора. А где наш финансист? Ах, точно! Он болеет. Что-то часто в последнее время, и все во время совещания, ну ничего, здоровье надо беречь. А вот и бухгалтер наш говорит, что показатели упали на 20% за последний год. Она, кстати, себе недавно таааакую машину купила. Наверное, копила бережливо»

И вот так далее в течении 3-4 минут.



персонаж статья