В дальний путь собрались мы,
А в этот край таежный
Только самолетом можно долететь.А ты улетающий вдаль самолет
В сердце своем сбереги…
Под крылом самолета о чем-то поет
Зеленое море тайги.Сергей Гребенников
Николай Добронравов
Местность вокруг Посёлка (базы отдыха) делится на тайгу (лес) и тундру (чистое поле).
На местности встречаются заборы, бетонные и из металлической сетки. В реалиях игры их не существует, но лазить через них не надо — считай просто, что в этих местах имеют место некоторые непреодолимые препятствия. Говори про них в игре: «тут скалы», «здесь обрыв», «тут не пройти», «здесь придется в обход».
То же самое касается и блестящей металлизированной ленты – она обозначает непроходимые в данный момент препятствия, можно называть их «снежными заносами». Осторожно, лента клейкая с одной стороны, не вляпайся!
Местами на бетонных заборах встречаются надписи и рисунки. Игнорируй их.
Кое-где в «тайге» встречаются небольшие стационарные строения. Игнорируй их тоже. Это дикая тайга, здесь едва ступала нога человека, никаких строений тут быть не может.
Ты можешь встретить в тайге что-то необычное, но при этом явно не относящееся к инфраструктуре базы и случайным предметам из леса, а явно сделанное мастерами — на такие вещи стоит реагировать исходя из того, что ты видишь.
На полигоне к началу игры будет множество следов мастеров и игротехников, оставшихся от процесса разметки полигона. При этом в игровых реалиях мы имеем дело с дикой тайгой и тундрой, где следов деятельности человека нет или почти нет. Поэтому мы просим в игре эти следы игнорировать, делая вид, что вокруг нетронутая природа, ну или называть их звериными тропами.
Общие слова
Правила безопасности Геологического управления гласят, что выходить за пределы Посёлка в одиночку нельзя, нужно идти минимум вдвоем. Это внутриигровой регламент, за его нарушение можно огрести игровое наказание от игрового начальства.
Правилами игры мы одиночные выходы не запрещаем.
Однако просим никого, ни в одиночку, ни группой, не выходить за пределы Посёлка (то есть, за забор) с 2 ночи до 10 утра. Модели в это время все равно не работают, делать в тайге и тундре нечего, и лишние пожизневые риски ни к чему.
Вне Посёлка категорически нельзя бегать! Ни при каких игровых обстоятельствах. Ни от медведя, ни от пурги, ни от пули все равно не убежать. А еще в припорошенном снегом лесу это небезопасно. Если ты вдруг забыл об этом и побежал, остановись, как только вспомнил.
Проводники и топографы
Просто так обычному человеку за пределами Посёлка делать нечего — он там заблудится и сгинет. Поэтому люди ходят по тайге и тундре либо в сопровождении опытного проводника, либо по тропам, обозначенным на карте.
Проводник — это не профессия, это навык. Проводник может взять с собой одного или двух (не больше) обычных людей и без всякой карты дойти с ними туда, куда нужно.
Проводников в Посёлке не очень много, но достаточно. В частности, проводниками являются все топографы и некоторые местные жители. Если твой персонаж — проводник, ты будешь об этом знать. Обучиться навыку проводника в ходе игры нельзя.
Составлять карты известных троп и прокладывать новые тропы могут только топографы. Собственно, в этом и состоит их профессия — ходить по тайге и тундре и составлять карты, по которым потом могут ходить все остальные.
Карты и вешки
Игровая карта местности выглядит как бумажная карта полигона, разделенная на квадраты, с расставленными в центрах квадратов пронумерованными точками. Каждый квадрат (и точка в нем) обозначается, примерно как на шахматной доске, русской буквой от А до К и цифрой от 0 до 9.

Движение «по буквам» А-К означает движение по местности влево-вправо, цифры же увеличиваются по мере удаления от Посёлка. То есть, «нулевая линия» — это ближайшие окрестности Посёлка, а девятая — самая дальняя доступная тундра.
В рамках игры мы также считаем, что направление увеличения цифр (оно же — направление «вверх» на игровой карте) — это направление на север. То есть, из Посёлка в тайгу ты выходишь на север, и чем севернее ты ушёл (чем больше цифра квадрата, где ты находишься), тем глубже в тундру ты забрался. Соответственно, направление «вправо» — это направление на восток.
Где-то к северу от 9-й линии вешек условно находится море, но ходить туда не надо.
На местности в местах, примерно соответствующих нумерованным точкам на карте, будут стоять вешки с красными верхушками и табличками, на табличке указан номер вешки — такой же, как на карте. В игровом мире вешек не существует, вешки обозначают какие-то заметные ориентиры на местности, в частности места, представляющие интерес с точки зрения геологоразведки. В игровых разговорах уместно говорить «квадрат А3» (район местности), «знак Г8» (топографический знак в центре квадрата), «шурф И1» (если в этом квадрате уже идут геологоразведочные работы).
Кто угодно имеет возможность, подойдя к вешке, посмотреть ее номер и таким образом понять, где он находится. В игровой реальности персонаж смотрит на окружающие ориентиры и «привязывается к карте».
Кроме номера, на табличке вешки могут быть еще какие-то надписи. Если твой персонаж знает, что они обозначают, тебе объяснят, как их читать. В противном случае, не надо эти надписи ни читать, ни запоминать, ни записывать, ни диктовать кому-то — просто не обращай на них внимания.
В окрестности 1 метра вокруг вешки в снегу могут быть закопаны всякие штуки, важные для моделей. Поэтому, пожалуйста, избегай подходить к вешке ближе чем на 1 метр без необходимости, а если реально нужно, старайся ступать по уже существующим следам.
Топографы, когда разведывают тот или иной квадрат местности, привязывают на вешку яркую желтую ленту — Топографический знак. Такой знак существует в игре, его видно издалека, по нему удобно ориентироваться.
Нумерованные точки на карте могут быть соединены линиями — тропами. Важно, что для обычного человека существуют только те тропы, которые нарисованы на карте ручкой (не карандашом!). По таким тропам кто угодно может ходить без проводника.
Тропа, нарисованная карандашом — это топографический набросок, который обычный человек прочесть не может, для него это просто мешанина неразборчивых пометок, пользоваться такой тропой нельзя.
Составление карт
Составлением карт занимаются топографы. Каждый топограф является проводником, так что он и сопровождающие его персонажи (не более двух) могут свободно перемещаться по тайге и тундре, не пользуясь картой и не ограничивая себя уже проложенными тропами.
Если топограф посетил последовательно вешку с номером, например, Е4, и сразу после нее, вешку с номером, например, Ж6, он может нанести на свою карту карандашом тропу — более-менее прямую линию, соединяющую точку Е4 и точку Ж6 и не затрагивающую никакие другие точки на карте. Никто, кроме топографов, карандашом на картах не рисует.
Проложив первую тропу к определенной вешке, топограф должен отметить данный квадрат как разведанный — то есть, привязать на вешку желтую ленту — Топографический знак.
Если топограф в своём походе посетил последовательно вешки, например, А1, Б4, В2, Г2 и Б3, он может нанести на свою карту тропы А1-Б4, Б4-В2, В2-Г2 и Г2-Б3, но не может нанести тропу, например, Б4-Б3, хотя эти точки на местности совсем рядом. Ещё раз: чтобы проторить тропу от одной точки к другой, нужно пройти непосредственно от одной вешки до другой, как угодно петляя в процессе, но не подходя ни к каким другим вешкам.
Проложив таким образом некоторое количество троп, топограф возвращается со своим карандашным наброском в Посёлок. Там, в Управлении, в Отделе топографии, висит на стене Главная карта, большая и удобная. Далее, в рамках уже своей кабинетной работы, топограф переносит проторенные им тропы с полевого карандашного наброска на Главную карту, и делает он это ручкой. С момента переноса на Главную карту прокладка тропы считается завершенной и этим маршрутом могут пользоваться другие люди. Кроме нанесения тропы на карту может быть полезно вести журнал проложенных троп — на случай, если троп на карте станет слишком много и в них станет трудно разбираться.
Переносить тропы на Главную карту могут только топографы, другие персонажи могут только срисовывать тропы с нее.
Топограф, работающий в одиночку или с неквалифицированным помощником, может проложить не более 3 троп за смену. Топограф, работающий с квалифицированным напарником, может проложить 4 тропы за смену. То есть, два топографа, работающие каждый сам по себе, могут проложить 6 троп за смену, а если они будут работать вместе парой – 8 троп за смену.
Кто угодно, находясь в Посёлке, может переносить тропы, нарисованные ручкой, с Главной карты на полевые карты, и с одной полевой карты на другую. Важно делать это ручкой, карандашом пользуются только топографы.
Если у тебя в руках две карты, и на одной из них есть нарисованная ручкой тропа между, например, точками В1 и Г2, а на другой карте такой тропы нет, ты смело можешь нарисовать ручкой линию между точками В1 и Г2 и на второй карте. Этот процесс называется «сводить карты».
Будь, пожалуйста, очень внимателен при сведении карт, не нарисуй случайно тропу, которой на исходной карте не было. Сведением карт можно заниматься, только находясь в Посёлке — в тайге и тундре перерисовывать тропы с одной карты на другую нельзя.
Повторим еще раз: карандашом тропы рисуют только топографы в поле. Читать карандашные наброски тоже умеют только топографы. И только топограф может перенести нарисованную карандашом тропу с наброска на Главную карту (ручкой!), и только на нее. Нарисованные ручкой тропы уже можно переносить ручкой же с Главной карты на полевые карты и с одной полевой карты на другую — но только находясь на территории Посёлка.
Движение по карте
Персонаж или группа персонажей (любого размера), не имеющая в своем составе проводника, но имеющая на руках карту, может выйти из Посёлка и перемещаться следующим образом.
Находясь в стартовом квадрате (у вешки А0), надлежит выбрать из квадратов, к которым из стартового квадрата на карте ручкой нарисованы тропы, тот квадрат, в который хочется двигаться. Если в квадрат есть тропа — на соответствующей вешке должен быть Топографический знак, его скорее всего будет видно. Сориентировавшись, можно двигаться в его сторону. На этом этапе уместно учитывать уже имеющиеся реальные тропинки и следовать им. Также уместно говорить, например, «пойдемте в квадрат такой-то, туда тропа более торная».
Если, дойдя до Топографического знака, ты обнаруживаешь, что номер на вешке соответствует квадрату, в который ты направлялся — то все в порядке, ты пришел, куда хотел. Можешь снова сориентироваться, выбрать следующий квадрат, в который есть тропа на карте из того квадрата, где ты теперь находишься, высмотреть на местности соответствующий Топографический знак и двигаться к нему.
Если же ты ошибся, и номер на вешке другой, не тот, который ты ожидал увидеть, то нужно посмотреть на карте, есть ли в этот квадрат тропа ручкой из квадрата, в котором ты начинал путь. Если есть, значит, ты «ошибся тропой» и пришел не в то место, куда собирался, но это не страшно, ты сориентировался и понял, где ты. Ты можешь вернуться назад той же тропой, или выбрать другой квадрат, куда есть тропа из квадрата, где ты оказался, и двигаться туда.
Если же оказалось, что в квадрат, в который ты пришел, на твоей карте нет тропы из квадрата, откуда ты выдвинулся, то ты заблудился и у тебя есть только один выход — вернуться обратно тем же путем, заново сориентироваться на местности и попытаться все же дойти до квадрата, в который на твоей карте есть тропа.
Если тропа привела тебя к вешке, на которой нет Топографического знака — что-то пошло не так, ты заплутал. То ли топографы недоразведали данный квадрат, то ли в твоей карте ошибка — непонятно, но нужно возвращаться в предыдущий квадрат. Запомни, в каком квадрате возникла проблема и по возвращении в Посёлок расскажи об этом инциденте топографам.
Если Топографический знак на вешке есть, но, например, упал – привяжи его на место. Намеренно снимать и уносить топографические знаки нельзя — единожды разведанный квадрат остается таковым навсегда.
Без карты и тропы персонаж (или группа) без проводника никуда существенно продвинуться не может.
Группа больше 3 человек может передвигаться только по карте и тропе, проводник им не поможет.
Коммуникация на местности
Персонажи или группы персонажей, не находящиеся в одном квадрате местности, не могут перекрикиваться для обмена информацией.
Можно только подавать визуальные сигналы любой сложности — жестами, флагами и т. п.
Подойти к людям в другом квадрате, чтобы пообщаться голосом, можно, только если это позволяет имеющаяся в руках карта или в сопровождении проводника.