Основы иного мира
Иной мир — не параллельный Земле. Для объяснения его существования мы используем азы Теории струн, в частности, её объяснение Мультивселенной: согласно одной из концепций, мы живём в мире, в котором больше 4 знакомых нам измерений, а все дополнительные (от 10 до 26 по разным версиям) локализованы, что некоторым образом определяет физические законы. И, будь эти измерения локализованы иначе, существовал бы мир с иными физическими законами.
В мире нашей игры Разломы как раз ведут в один из таких миров. Всё это — большое упрощение, но нам его было достаточно.
В нашем ином мире принципиально другая физика и “астрономия”. У них нет солнца, нет звёзд, нет планет. Вероятно, их мир - это бесконечно тянущийся вдаль ландшафт. Здесь нет (или почти нет) воды.
Основой системы иного мира является информация - точно так же, как основой нашего мира является углерод. Потребление, усложнение и круговорот этой информации и составляет основу “экологического” цикла этого мира. Кроме информации в системе также присутствует круговорот “интенции” или “желания”. Данная “субстанция” является аналогом нашего кислорода - то есть универсальным и самым распространенным “окислителем”.
Всех иномировых существ, представленных на игре, можно условно разделить на несколько “таксонов”: мы называли их “желатиновыми”, “прозрачными”, “обсидиановыми”, “бестелесными”. Названия определились по первым представителям, сначала бессистемно встречаемых в модулях, а потом объединённых Деметреусом в экосистему. Каждый из них включен в большой цикл круговорота материи, энергии и информации и занимает свою нишу: условных продуцентов, консументов (первого и второго порядков) и редуцентов.
Наверняка в ином мире есть и другие виды, и - в теории - некоторых мы могли даже ввести в игру. Но этого не потребовалось. Так что на игре была продемонстрирована “основная” цепочка.
Метафорический уровень
Сияние - это атмосфера иного мира, чистая информационная среда. Можно сказать, что она состоит для обитателей своего мира из простейших “одноклеточных” идей и желания. На этом уровне метафора сливается с сеттингом. Идеи для иного мира являются своего рода строительными кирпичиками жизни, так же как для нас - вода и углекислый газ. А вот интенция, желание, мотив - это нечто вроде нашего солнечного света, носитель энергии, запускающий реакцию. Эта среда присутствует в каждой точке иного мира и является основной его питательной субстанцией и основным резервуаром “питательных веществ”, откуда берет начало круг. Именно за счет проблесков энергии интенций среди туманных несформированных идей сияние и имеет вполне характерный вид.
С тонки зрения метафоры: Так как эти идеи еще не сформированы - Сияние не имеет формы, оно газообразно и хаотично.
Воздействия на разум - т.к. иной мир основан на информации, неудивительно, что многие его обитатели выработали различные и совершенно фантастические для нас механизмы работы с ней. Например, некоторые создания умеют считывать информацию - чувства, образы мыслей - с окружающих (например, Имитатор или Ледник), а другие - транслировать информацию, т.е. делать то, что мы называем Помрачениями (например, Щелкун или Пугало)
Желатиновые существа - являются продуцентами системы: они поглощают из “атмосферы” окружающего мира смесь всех питательных веществ, там находящихся. и создают из нее материю иного мира. Точно так же как растения нашего мира поглощают воду из почвы, углекислый газ из атмосферу и энергию солнца, создавая из них органику.
Так они получают материю для собственного роста и развития. Они неразумны и всё, что могут - лишь материально воспроизводиться и экстенсивно расти. Различным видам желатиновых тварейнужны разные виды “питательной смеси”, кто-то предпочитает перерабатывать уже имеющуюся материю, кто - то информацию (туман), кто-то энергию интенций.
В нашей же атмосфере идей нет, поэтому немногие желатиновые могут в ней выжить, например, куб. Это существо из всех даров мира предпочитает энергию, а значит находясь в нашем мире стремится к теплу и другим источника энергии, поглощая их.
С точки зрения метафоры: Так как желатиновые существа всего лишь создают первый уровень материи (факты) - они полужидки и аморфны, легко меняют свою форму и бесконтрольно растут (точно так же, как бесконтрольно разрастаются факты).
Прозрачные существа - это консументы первого порядка. Они не способны получать питательные вещества просто из внешней среды, как это делают желатиновые. Они должны перерабатывать более сложные вещества для своего выживания. Поэтому они питаются желатиновыми существами, как наши травоядные питаются растениями. Они мало-разумны, но этого разума уже хватает для формирования простейших инстинктов.
С точки зрения метафоры: Прозрачные твари поглощают факты и создают некие простые смыслы. Эти смыслы еще очень просты и “прозрачны”, но уже могут быть ценны и нести заряд желания/интенции.
Обсидиановые Существа - это консументы второго порядка. От прозрачных они отличаются в первую очередь своей сложностью. Они обладают сложными инстинктами и питаются уже не желатиновыми тварями, а прозрачными. Они хорошо развиты, и их тела оформлены. Их кожа твердая, а сами они приспособлены для охоты на прозрачных. Кроме того, у них есть внутренняя градация, и те, кто находится в “иерархии” повыше, могут нападать на тех, кто пониже.
С тонки зрения метафоры: Обсидиановые существа уже не поглощают простые факты. Вместо этого они поглощают простые смыслы, которые получают от прозрачных, и перерабатывают их в более сложные. Именно поэтому они уже не прозрачны, а тверды, и строение их тела идеально приспособлено к захвату новых смыслов (то есть прозрачных созданий).
Бестелесные существа - это редуценты системы. Они развились настолько, что физическое, материальное тело им более не нужно - они отбросили его в процессе эволюции для слияния с идеями. По факту - они сами уже почти идея, особенно высшие из бестелесных - Незримые. Они квази-разумны (как Террор или Ледник) или полностью разумны (как Незримые).
С тонки зрения метафоры: Незримые питаются уже более сложными смыслами. Они усваивают их, включают в свой состав, и уже нельзя четко проследить, где заканчивается бестелесный и начинается смысл, которым он питается. Основной движущей силой их жизни является переработка смыслов - их деконструкция и анализ. За счет этого они наполняют мир вокруг себя сиянием - анализируя и деконструируя сложные смыслы до простейших идей, из которых снова складывается среда Cияния.
Биологический уровень
Желатиновый куб - продуцент системы. Занимает нишу наших растений. Эти растения бывают самых разных форм и размеров. Куб - просто ползает, бывают упругие шарики, катающиеся как “перекати поле”, бывает тесто, которое никуда не ползает, а просто разрастается (та же субстанция что и в кубе, но мягче). Всё это разные виды их “растений” - они продуцируют основную биомассу системы.
Для людей в большинстве своем не опасны (разве что случайно), однако привлекают к себе “травоядных”, за которыми в свою очередь приходят хищники. Обычно безвредны, любят тепло (от которого растут), которое для них так же важно как солнце и вода для растений. Не любят холод, от чего скукоживаются и голодают.
Пугало и Медуза - консументы первого порядка, аналог наших травоядных (Пугало - гремящее влажное облако, Медуза - опускающиеся сверху “лианы” и прикосновения щупалец). Они заточены на поедание желатиновых созданий всех форм. Они их обволакивают и переваривают.
Они представляют собой условно один таксон, но разные ступени эволюции этого таксона. Кроме того, оба существа (и особенно Пугало) может работать своеобразной “бабочкой” опылителем, перенося между желатинками прилипшие к себе кусочки.
Медуза обладает окраской-хамелеоном, но не для защиты от “обсидиановых” хищников (все они слепы), а скорее для брачных игр.
Кроме этих созданий в таксоне могут быть и другие виды. Но общего у них то, что они сами по себе не агрессивны, а если и нападают на человека, то только потому что тот оказался у них на пути или случайно. Съесть они его не могут, но могут неосторожно убить (например Медуза может задушить).
Аналогично степень эволюции можно проследить в их отношении к воде. Пугало кажется влажным из-за того, что влажным является слой, которым он переваривает. У Медуз этот слой внутри. А попадании влаги снаружи они боятся, так как у них срабатывает инстинкт: если тебя касаются чем-то влажным - значит, тебя хотят ошибочно или намеренно переварить.
Каракатица, Щелкун, Имитатор, Стрекозы - консументы второго порядка, аналог наших хищников. Все они имеют общие приспособления к охоте и некоторые элементы общего строения, точно так же, как наши млекопитающие. Некоторые из них кристаллические на вид, все они имеют “неправильное” кол-во конечностей (новые растут всю жизнь, может отсутствовать симметрия), все не имеют глаз, зато имеют очень тонкий слух и различные уникальные приспособления работы со звуком. Все они приспособлены к питанию всевозможными видами “прозрачных”.
Важно: то, что они охотятся на людей и прочую живность, вовсе не значит, что они приспособились к питанию биологическими формами нашего мира. Они воспроизводят биологическую стратегию выживания, к которой привыкли в своем мире (различные виды охоты), однако, в биологических существах нашего мира для них значительно меньше питательных веществ, чем в родных для них. Поэтому можно сказать, что они убивают людей зря, они даже не могут ими нормально насытиться.
Тем не менее, за счет их хищничества - это 4 основных “геймплейно-опасных” твари:
- Каракатица (звук, похожий на гонг, шуршащий звук, прикосновения “усиками”) - активный наземный стайный хищник, использует загонную тактику или нападает из засады, редко охотится в одиночку. Не территориален, стаи часто мигрируют (в том числе преследуя “ангела”). Активно использует эхолокацию для поиска добычи и наведения на нее остальной стаи.
- Стрекоза (крылатая тварь, несущая добычу в гнездо и щипающаяся) - активный летающий хищник, находящий добычу по звуку и каким-то иным способом, позволяющим выявлять одиночек. Может охотиться как в одиночку, так и стаями. Имеет острейший слух. Предпочитает засадную тактику: обычно просто ждет добычи в тишине, чтобы наброситься, когда та окажется в досягаемости.
- Имитатор (он же “мимик”; тварь, повторяющая слова) - пассивный наземный одиночный засадный хищник, использующий звуки для привлечения добычи (гибрид удильщика и муравьиного льва). Очень редко и очень мало перемещается, потому до некоторой степени близок к растениям. Обычно занимает удобное место и начинает издавать звуки, призывая добычу.
- Щелкун (одинокий настукиваемый/нащёлкиваемый ритм) - активный наземный одиночный территориальный хищник, вследствие своей территориальности выработал сложную систему сигналов для разнородных контактов с другими щелкунами (ведь необходимо 100% различать партнера для спаривания и претендента на твою территорию). Этой системой с ним можно взаимодействовать. При этом за счёт всё той же территориальности Щелкун считает остальных обсидиановых также врагами и нападает на них с целью выгнать или убить. Сам по себе он один из наиболее опасных “простых” существ. Обсидиановые с самым острым слухом - Стрекозы - научились распознавать Щелкуна и сторониться его; Имитаторы умеют его успокаивать, подражая его ритму; а Каракатицы могут убежать.
Бестелесные. Именно бестелесные относятся к редуцентам всей системы.
Террор - активный паразит, квази-разумен. На родине не считается опасным животным, хотя даже Незримые предпочитают не попадать под его действие. Это своеобразная активная пиявка, которая питается энергией в основном “обсидиановых”, однако может нападать даже на “Незримых”. “Желатиновыми” и “прозрачными” не питается - они недостаточно разумны, чтобы в них было что есть.
Лучше всех приспособился к новой среде обитания: люди с его точки зрения столь же калорийны, что и Незримые, но последние могут их отогнать, а люди зачастую не знают, что с ними делать. Поэтому Террору у нас пир и раздолье. Обычно находятся в постоянном движении, поэтому отпив из одного - ищут следующего более полного. Редко пьют до конца - только когда разозлены, но если уж разозлены - мстительны и идут до конца. Умеет различать людей, опасность.
У себя на родине - что-то вроде приматов или дельфинов по уровню сознания, даже несколько выше.
Ледник - симбионт многих видов в своей среде, особенно “обсидиановых”. Относится также к “бестелесным”. Также квази-разумен, умеет различать людей и опасность. При этом в отличие от своего свободноживущего собрата - “Террора”, кратковременно паразитирующего на разных особях, эволюционно выработал иную стратегию. Он полагается на длительное сожительство с одной особью, питаясь от нее совсем понемногу и не причиняя ей вреда (так как он перешел от свободного существования к оседлому его потребности в энергии уменьшились). Также в связи с оседлостью потерял способность к формированию видимого “дымового” тела, как Террор.
В связи с меньшей потребностью в энергии способен питаться даже на высших “прозрачных”, например, на Медузе.
Как симбионт приносит носителю пользу, расширяя его ареал обитания. В своем мире холод - это приспособление против “желатиновых” - от него те скукоживаются. Это полезно, если желатиновый наползает, например, на сидящего “имитатора”. В этом случае последний “влипает” в желатинового и может вовсе погибнуть, а помощь ледника помогает обсидиановому освободиться. Другую выгоду из сожительства извлекают Каракатицы и Стрекозы: это позволяет им нападать на Пугал или Медуз, которые заняты питанием на желатиновых, без риска влипнуть (в противном случае им пришлось бы ждать окончания трапезы). Так что пока другие обсидианы вынуждены ждать, хищник поддержанный крио-симбионтом, может успеть первым и получить преимущество.
В норме симбионт реагирует на чувство и эмоцию страха за свою жизнь, возникающую у носителя, но может и оценивать ситуацию самостоятельно, и оценивать угрозу своему собственному существованию. Однако в целом можно сказать, что уровень его интеллекта всё же ниже, чем у Террора (павиан по сравнению с шимпанзе).
Незримые - разумный вид с Той Стороны. Эволюционно также относятся к “бестелесным” - высшей форме развития существ иного мира. Это не один тип существ, это раса, народ. По своему поведению Незримые могут так же отличаться друг от друга, как люди. Среди них есть различные фракции, которые по-разному видят судьбу мира. Обладают определенными “технологиями”.
- Скафандр: за пределами своей основной атмосферы - сияния - они вынуждены передвигаться в скафандрах. Эти скафандры и делают их незримыми, так как несут в себе тот же элемент сияния, что влияет на получение визуальной информации. Но точно так же, как нам для дыхания нужен кислород, а остальное можно отсечь, Незримым нужна только эта “визуально-активная” субстанция, а остальное они не используют. Поэтому взгляд на их скафандр оказывает влияние на визуальные центры, но не вызывает иных помешательств. Также скафандры обладают функцией защиты: при повреждении они выделяют своеобразных “наноботов”, которые стремятся локализовать очаг прорыва и заделать скафандр. Именно это и приводит к заражению иссушающей болезнью у всех, кто касался Незримого в скафандре. После контакта “наноботы” в теле пострадавшего начинают бесконтрольно размножаться, стараясь устранить угрозу, которой всё ещё считается пострадавший. Что и приводит ко всем эффектам.
- Терраформер, или Поле Увядания: система, преобразующая поверхность Земли в пригодный для жизни Иных ландшафт. Довольно длительна в подготовке (посредством строительства и сложного мыслительного программирования Белых пузырей), однако очень эффективна. То, какие пузыри и в каком порядке будут установлены - определит траекторию поля, его затухание, время работы, скорость и распространение. Поэтому точная подготовка пузырей крайне важна - этим занимаются целые строительные бригады Незримых. После запуска поле уже не требует управления, а делает свою работу и двигается самостоятельно.
Благодать - с точки зрения потусторонних существ, это аномалия из НАШЕГО мира: технически аномалией не является, но действует на существ из другого мира подобно их сиянию на людей - сводит с ума, хотя и иным образом, см ниже.
С точки зрения метафоры игры, Благодать и Ангел - это воплощение конструкта, который совершенно нормален для нашего мира, но не нормален для другого - Истины. Известная Истина фиксируется и до некоторой степени блокирует мыслительную деятельность, даже если она субъективна. Её перестают анализировать и обсуждать. Если Незримые живут в атмосфере идей, которые представлены Сиянием, то самая сильная вещь, которая мешает воспринимать новые идеи - это Вера в уже имеющиеся идеи.
В мире игры Благодать работает как своеобразный “наркотик” для существ с Той Стороны. Он вреден для них, но бесспорно притягателен. Поэтому они пытаются его всеми силами достать.
С точки зрения метафоры игры, если твари - это наши страхи, неуверенность и прочие мысленные конструкты, что активно мешают нам принимать новые идеи - то Истина прекрасно питает эти конструкты, именно на таком субстрате растут эти страхи перед новым и неизвестным.
С точки зрения мира игры, Благодать - это материал полностью земного происхождения, который оказывает разрушительное действие на Сияние. Материал поглощает смыслы, т.е. Благодать не отгоняет Сияние, а перерабатывает его. Поэтому само наличие этого материала в некоторых частях мира (например, Йеллоустоун) является для их мира угрозой - если он случайно попадет в их мир, это может вызвать ужасные последствия для их экосистемы. Именно поэтому они используют поле увядания для терраформирования таких мест: чтобы уничтожить Благодать - угрозу для своего мира.
Материал Благодати - древний. Как застарелая вера, застарелые идеи, к которым так привык, что не хочешь от них отказываться.