Нижегородский ролевой конвент. 7-9 февраля 2020.года, около 800 участников.
Бой быков и разница поколений
С поезда сразу на бой быков. Мне тут вызов прислали - сразиться за старые ролевые игры против новых, и объяснить, ну почему раньше вода была мокрее, а луна круглее. От молодого поколения бодалась Ксения Егорова из Самары.
Я немного подумал (кстати, почти забыл, как это делается, с ВИДЕОКАМЕРАМИ-ТО). И пришла мне в голову спорная, но интересная мысль.
Последние лет 200 в России между собой борются три силы : социалисты - за права угнетенных трудящихся, либералы - за личные свободы, и консерваторы, которые защищают сложившуюся систему и призывают её не расшатывать (на противостоянии этих сил крутилась модель политики на игре 1905). Все эти три вектора сосуществуют в каждом русском человеке. Кто не верит - перечитайте Бесов Достоевского, и вы найдёте эту книгу весьма современной.
В 1990 году социалисты под ударами либералов потерпели изрядный крах, и были вытеснены на периферию. Движение ролевых игр было основано в том числе и педагогами-коммунарами. Идеалы их в начале жизни сообщества были среди ролевиков сильны. Самые первые игры были командными, и третий лучник в пятом ряду совсем не нёс нынешнего слегка презрительного оттенка. Мир снаружи рухнул, но мы чувствовали рядом плечо товарища. Страна распалась, но братские отношения позволяли нам путешествовать и чувствовать себя одним народом.
А потом и либералов начали вытеснять на периферию. Ролевое сообщество их приняло, и видимо где-то в 1994 году начались первые шаги в их направлении. Отсюда приходит ценность личности, индивидуального катарсиса и преображения.
Сейчас у нас в стране эпоха консерваторов, и ролевое сообщество опять отстаёт на половину поколения от общества России. Наконец и мы почувствовали веяние консервативных ветров. Появляются табуизированные темы. Довольно жёстко было с игрой Милены про Блокаду. Упомянем известный кейс с игрой Хэлки Ровенион на тему Холокоста. Очень острая реакция аудитории на политоту в лекциях - до принципиального выхода из зала. Я сейчас гоняю семинар про линии альтернативного прошлого, там упоминаются 30-е годы и времена репрессий. И всякий раз находится в аудитории человек, который заявляет, что репрессий не было. Позиция настолько жёсткая, что обсуждать бесполезно, приходится этот вопрос обходить.
Так вот, на вопрос, что я нашёл в ролевых играх прошлого, я отвечаю - ценности социалистического мира, взаимопомощи и братства - ценности мира будущего, который остался в прошлом. Поэтому я делаю те самые ХИ, которые появились 30 лет назад, с командный духом и чувством локтя. Я человек с определённой политической позицией, и в играх по-прежнему ищу чувство единения, а не личного катарсиса.
Иван Кургузов любит повторять, что ХИ 2020 последние. Я с ним соглашусь, что больше таких не будет - уходит поколение тех, кто вошёл в РИ из мира коммунарской идеи. Таких больше не делают.
Интересно, что я не один ищу в ролевом мире народность. Вот отличное шоу под названием Ролевой Дагестан замутила Юлия-Маргарита Поляк. Шутливое, но глубокое высказывание о том, что ролевики - отдельный народ, похожий на уроженцев этой кавказской республики. Все мы происходим из разных аулов, и различаем друг друга внутри сообщества. Но для внешнего мира мы все представители страны Ролеляндии - со своим языком и лезгинкой. Будет видео.
Психоанализ
По мне, ролевики могли бы неплохо оторваться в институте Сербского. Наполеоны у нас пожалуй более вменяемые, чем у реконструкторов. Приятно что профильные специалисты нами уже интересуются. Психологи в этом году активно осваивали просторы Волка. Шмель и Низуми 6 часов определяли психотипы ролевиков. Алексей Городничев лечил их от застенчивости.
А Юлия-Маргарита Поляк и Екатерина Кекк принесли на конвент юнгианский психоанализ.
Карл Густав Юнг - создатель аналитической психологии. Он поругался с Фрейдом и придумал коллективное бессознательное. А с помощью Ролевых Игр мы копаемся в нем, взаимодействуя с культурно-историческим пластом.
Для начала наши психоаналитики установили ассоциации между терминами психоанализа и ролевым жаргоном. Вот примеры :
ОБВМ = психика, с ней можно взатмодействовать.
Жрать стекло = травматический опыт. Термин и в РИ-тусовке новый. Психоаналитики считают, что пожизневая травма хочет себя пережить снова и снова, пока не будет проработала. Если вы каждый раз кушает одинаковое стекло, вам имеет смысл сходить к специалисту. На игре можно свою травму не вылечить, а усилить. Травму можно выявить, проанализировав болезнетворный сюжет. Игра более безопасный способ копаться в психике, потому что копаемся через персонажа, а не напрямую в личности.
Провал морали = регресс. Психика сваливается в предыдущую стадию развития и теряет накачанные механизмы защиты. В регресс вы попадаете из ситуации неопределённости, что для игр типично.
Персонажи = субличности. Внутри нас много разных людей, которые образуются внутри психики. Персонажи - проявления субличностей.
Эгрегор = коллективное бессознательное
Архетип и комплекс. Комплекс находится в нашем личном бессознательном, а архетип - в коллективном. Они связаны. Комплекс это экземпляр архетипа внутри личности.
Сознание - то что привыкли называть Я - это ЭГО. Личность делает вид что командует. У эго есть персона - маска. Масок много, в соответствии с социальными ролями. Например, мать, чиновник, врач. Это социальное лицо человека. Сознательное - это маленькая часть психики. Большая часть находится в бессознательном. Ребёнок растет в социальной среде. Мы поощряем его поведение, и за счёт этого формируем персону. Плохое отправляется в ТЕНЬ (это тоже термин психоанализа). Тень мы часто выгуливаем в играх. Её надо контролировать, из игры она может выскочить в реал.
В пространстве игры люди думают примерно про одно и то же. Мастер вываливает на них свой проективный тест, раскладывает одну свою большую задачу на много маленьких игроков. Роль рефлексии - собрать для мастера слона из разных точек зрения от разных наблюдателей.
Общаться с коллективным бессознательным можно через религию или через символьные системы вроде карт таро.
Опасности :
- Диссоциация : не ем на игре, потому что происходит это не со мной. Можно здоровье подорвать
- Алкоголь
- Ретравматизация старых психических ран
- Потеря связи с реальностью
Нужен ли конвент для организаторов конвентов?
Замутили по данному вопросу целое ток-шоу. Ну, у меня позиция по этому вопросу есть. На таком конвент обсуждать особо нечего. Конвент есть производная от игр, и своего собственного контента не имеет. У нас есть игроки - они получают фан от игр. У нас есть мастера - они получают ману от творческого процесса создания игры. И у нас есть орги конвентом, которые делают огромную гору нетворческой тяжёлой работы. Поэтому благодарное сообщество должно скинуться и отправить оргов конвентов на Канары. Там, в процессе отдыха, они и обсудят свои проблемы.
В результате дискуссии вместо Канар сошлись на палаточном лагере во Владимирской области. Кольцо конвентов соберёт списки оргов, а конвой по доставке их в лагерь возглавит Белегнар. Делать конвент будут те, кто любит критиковать. Бюджет считают те, кто говорит, что взносы слишком высокие.
Ещё одна идея возникла - сделать игру про организацию конвента на выходных. В первый день смоделировать процесс до выезда на базу - приём заявок, составление расписания. Во второй - сделать сам игрушечный конвент, но без мероприятий - отыгрывать только начало, установку проекторов и оборудования, и конец. Идёт кастинг на роли Томки Инь, Ели Каревой и Бориса Фетисова.
О разном
Зажигательнейший доклад от Ольги Керриган про ролевую журналистику и #ролевой горн (есть видео). На это СМИ появляется запрос в народе. Согласен с проблемой, что качественного контента нет.
Данати пригласила поговорить на круглом столе про необычную роль. Часто ролевики становятся рабами своего амплуа и играют одно и то же. Вот, делились опытом, как из этого амплуа выскочить. Собрался клуб королей-неудачников. Я нашёл в себе черты, которые делают из меня профнепригодного короля на РИ - я люблю и умею улаживать конфликты, а ролевикам это противопоказано. Вспомнил то, как завалил роль Шаккуни из Махабхараты. На меня всегда производят впечатление люди отвязные и раскованные, без тормозов и моральных ограничителей. Но оказывается, сыграть такого персонажа мне почти невозможно. Слишком силен налёт цивилизованности. Увы, пока не попробуешь, не поймёшь. А это проблема - взялся за роль, нужно стараться. Конечно, в истории были плохие короли, и нет трагедии в том, что король будет так себе. Но игру это не улучшит.
И ещё придумалась на этом семинаре мысль про венчурные инвестиции. Мы не знаем про способности совсем новых игроков, которые приехали впервые. Вот есть шанс попробовать. Я же мастер ХИ в этом году. Из семи гномьих колец парочку могу отдать новичкам.
Попробовал технику минус одна камера. Это значит, что я ставлю камеры на интересные мероприятия, а сам иду в другую сторону и конспектирую. Для отчёта хорошо. Видео выложу в течение недели.
Волк был отличным. Спасибо всем. Ящик алкоголя и всех на Рубикон.